Российские ученые сократили время перегрузки топлива в атомных реакторах. В совместной работе принимали участие сотрудники ЮНЦ РАН и ЮФУ.

13-04-2016

 

Российские ученые сократили время перегрузки топлива в атомных 
реакторах. В совместной работе принимали участие сотрудники ЮНЦ РАН и 
ЮФУ. 

Интернет-сайт газеты "Молот". 08 апреля 2016г. Автор - В.Волошинова. 

Российские ученые сократили время перегрузки топлива в атомных реакторах

В совместной работе принимали участие сотрудники ЮНЦ РАН и ЮФУ

08 апреля, 14:55

Как сообщили «Молоту» в Южном научном центре Российской академии наук, задача сокращения времени и повышения безопасности транспортно-технологических операций с ядерным топливом стояла перед научным миром давно: ведь время замены отработанного ядерного топлива на новое занимает примерно две недели и является временем простоя энергоблоков атомных электростанций.

Сотрудниками Южного научного центра РАН, Южного федерального университета, Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики при участии специалистов концерна «Росэнергоатом» была разработана инновационная технология интеллектуального управления транспортно-технологическим комплексом (ТТК), с помощью которого на атомных станциях перемещают ядерное «горючее». В итоге обеспечена полная роботизация операций, выполняемых ТТК. Это позволило, в частности, совместить во времени работу нескольких механизмов, обеспечивающих перегрузку топлива. И все это – в ускоренном режиме.

Как рассказал «Молоту» завотделом информационных технологий и процессов управления ЮНЦ РАН, доктор технических наук Эдуард Мельник, эти научно-технические решения защищены 20 патентами и свидетельствами, в том числе — зарубежными, и они уже внедрены в практику. Они позволяет сократить время перегрузки на 40 %, а также на 20 % повысить безопасность процессов. В итоге каждый энергоблок типа ВВЭР-1000 способен ежегодно вырабатывать до 144 мегаватт дополнительной электроэнергии. Это дает до 165 миллионов рублей ежегодного экономического эффекта.

Инновация уже внедрена на 17 энергоблоках российских АЭС и шести энергоблоках в Индии, Армении и на Украине. Около 95 % компонентов и аппаратно-программных средств роботизированного ТТК производятся в России. Суммарный эффект от внедрения результатов работы превышает два млрд. рублей ежегодно.

Ростовские ученые в рамках технологии интеллектуального управления ТТК разработали средства, позволяющие автоматизировать операции контроля разновысотности и идентификации номеров ТВС (тепловыделяющих сборок) и уменьшить время проведения данных операций с 26 до трех-четырех часов. Кроме того, сотрудники ЮНЦ внесли свой вклад в разработку методов и алгоритмов повышения надежности работы информационно-управляющей системы ТТК.