Учёные ЮНЦ РАН проанализировали экологические и геополитические риски
возможного строительства нового судоходного канала «Стамбул»
Учёные ЮНЦ РАН проанализировали экологические и геополитические риски возможного строительства нового судоходного канала «Стамбул»
Авторы исследования — д.б.н. Олег Степаньян, к.полит.н. Василий Семёнов и ихтиолог Глеб Гуськов.
Новый канал (длиной 50 км, глубиной 25 м, шириной – 150 м, пропускной способностью — 150-160 нефтетанкеров, газовозов и др. судов в день) должен соединить Мраморное и Чёрное моря и обеспечить доступ к Средиземному. Турция планирует самостоятельно профинансировать проект и после ввода канала сократить или полностью прекратитье судоходство в Босфоре.
По мнению авторов исследования, в отличие от мелководного, извилистого и достаточно сложного для прямого проникновения биологических видов Босфора, прямой и глубоководный канал «Стамбул» открывает возможность для многочисленных инвазий, увеличивая вероятность их проникновения в два и более раза.
Возможное строительство искусственного канала, помимо геополитических рисков для России, может сделать более уязвимыми экосистемы Азовского и Чёрного морей перед проникновением средиземноморских и дальних вселенцев (из Атлантики и Тихого океана) – инвазивных видов, среди которых могут быть бактерии, паразиты рыб и морских млекопитающих, микроводоросли и беспозвоночные, представители ихтиофауны. Особенно опасно это сейчас, в условиях резкого и продолжительного осолонения Азовского моря, что позволит новым видам быстрей адаптироваться к условиям экосистемы и остаться здесь уже «навсегда». Значительная часть из новых видов вселенцев может быть агрессивной по отношению к аборигенным видам морской биоты, уничтожая их или создавая пищевую конкуренцию.
Статью «Судоходный канал "Стамбул" – новые экологические риски и угрозы для Азовского и Чёрного морей» читайте в журнале «Природа» (2025/07) по ссылке
Карта предоставлена авторами статьи.


