Карта сайта


Русскоязычная часть:

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Федеральный исследовательский центр Южный научный центр Российской академии наук»

"В Астрахани обнаружили неизвестные иконы эпохи дворцовых переворотов"

В Астрахани обнаружили неизвестные иконы эпохи дворцовых переворотов. 
Российская газета. Регионы. 15.08.19г.
Н.Грищенко

 

В Астрахани обнаружили неизвестные иконы эпохи дворцовых переворотов

Текст: Николай Грищенко


Фото: Астраханский музей-заповедник

Фото: Астраханский музей-заповедник

Фото: Астраханский музей-заповедник
     

Реставраторы Астраханского музея-заповедника обнаружили на иконах XVIII века неизвестный рисунок. Он был написан гораздо раньше ликов святых. Точный возраст будет установлен с помощью физико-химического анализа состава краски.

Художник-реставратор Юлия Азизова вот уже около полугода работает над восстановлением трех икон - Образа Богоматери и архангелов - Михаила и Гавриила. Когда-то иконы входили в так называемый деисусный чин - неотъемлемую часть иконостаса церкви. Однако из какого храма иконы попали в фонды музея-заповедника, уже не узнать.


Как сообщили в музее, рентгенографирование икон, проведенное в одной из поликлиник Астрахани, показало, что под слоями краски сохранилась первоначальная авторская живопись. Раскрытие икон - удаление старых слоев краски - показало, что сюжеты не менялись, но авторская живопись отличалась от поздних записей более тонким письмом, а также цветом и тоном.За годы хранения иконы неоднократно подвергались обновлению, то есть местные художники полностью покрывали изображение новым и плотным слоем краски. Такая доморощенная "реставрация" скорее вредила, чем спасала артефакты. Краски были различны по цвету и тону от тех, которыми пользовались иконописцы. В итоге иконы XVIII века оказались испорчены. Тогда за их восстановление взялись реставраторы.

"На полотнах были многочисленные вздутия, часть фрагментов осыпалсь. Мы укрепили красочный слой, все вздутия уложили, фрагменты собирали как пазлы, причем некоторые из них были размером до двух миллиметров", - вспоминает Юлия Азизова.

"Оказалось, например, что все нимбы были золотыми. Интересно то, что у иконы Богоматери промежуточный слой - синий, а у Образа Михаила - красный. Рентгенограмма показала, что почерк автора - чуть тоньше, при поздних записях изображение фигур по размерам было несколько увеличено. Лики тоже были изменены, но первоначальный слой сохранен", - рассказала Азизова.

Процедура раскрытия слоев проходит очень медленно и поэтапно с помощью микроскопа при увеличении в 4 - 7 раз и с обязательной фотофиксацией работы. На сегодняшний день уже удалось открыть на иконе архангела Михаила авторскую надпись "святой архангел".