Григорьев Юрий Ефимович (1928-2016), старший лейтенант
Родился в станице Морозовской Ростовской области. В 1941 г. окончил 7 классов в г. Новочеркасске и выдержал вступительные экзамены в Ростовский-на-Дону политехникум водных путей сообщения, но к занятиям так и не успел приступить. Уже в сентябре 1941 г. в числе других добровольцев-курсантов политехникума поступил юнгой на один из кораблей Азово-Донской речной флотилии. Флотилия выполняла фронтовые задания на Дону и Азовском море до начала ледостава – по конец ноября, а затем вывела суда в Черноморский бассейн. Юнги моложе 16 лет были списаны на берег, но политехникум в это время уже находился в эвакуации и фактически курсанты, оставшиеся на Дону, были распущены по домам. В июле 1942 г. Новочеркасск заняли немцы, а осенью Юрия вместе с многими другими подростками принудительно отправили на работу в Германию. Но на границе с Румынией в районе узловой станции Мамалыга на реке Прут ему удалось бежать из эшелона. В обратную сторону пришлось пройти пешком больше 1200 км. В конце концов, он вышел к Сталинградскому фронту. В феврале 1943 г. подразделения 2-й гвардейской армии освободили г. Новочеркасск, и он смог вернуться домой. В Новочеркасском районном военкомате официально вступил в действующую армию, «добавив» себе 2 года – с тех пор в документах Юрия Ефимовича значился 1926 год рождения.
Юрий Ефимович воевал в составе 98-й стрелковой дивизии 2-й гвардейской армии, 996-го стрелкового полка 286-й Ленинградской Краснознаменной стрелковой дивизии, 402-го стрелкового полка 168-й Рижской стрелковой дивизии, 763-го стрелкового полка 114-й Свирской стрелковой дивизии. Прошел боевой путь от Сталинграда до Карельского перешейка, участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Был дважды ранен, контужен. Контузия впоследствии стала причиной инвалидности. Награжден медалью «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
В 1945 г. Юрий Ефимович был призван из действующей армии на срочную службу. На тот момент ему, согласно документам, было уже 19 лет. Срочную службу проходил радистом на Тихоокеанском флоте во Владивостоке, демобилизовался в 1950 г. в звании старшины 2 статьи. Вернулся домой, окончил Новочеркасский политехнический институт и до ухода на пенсию работал инженером во Всероссийском научно-исследовательском институте электровозостроения при Новочеркасском электровозостроительном заводе. Был специалистом по электооборудованию в группе разработчиков двенадцатиосного грузового магистрального электровоза ВЛ85, который до сих пор считается одним из самых мощных в мире.