"Воды в регионе становится мало, реки мельчают, высыхают и заиливаются" - бьют тревогу учёные Южного научного центра РАН". Репортаж о международной научной конференции ЮНЦ РАН "Закономерности формирования и воздействия морских и атмосферных опасных яв
"Воды в регионе становится мало, реки мельчают, высыхают и заиливаются" - бьют тревогу учёные Южного научного центра РАН". Репортаж о международной научной конференции ЮНЦ РАН "Закономерности формирования и воздействия морских и атмосферных опасных явлений и катастроф на прибрежную зону РФ в условиях глобальных климатических и индустриальных вызовов".
Телеканал Дон-24 @don24tv
Валентина Малащитская и Тагир Фатахов
Воды в регионе становится мало, реки мельчают, высыхают и заиливаются, бьют тревогу ученые Южного научного центра РАН
Ростовская область, 16 июня 2021. Телеканал «ДОН 24». Летом высыхают многие малые реки Приазовья, и это в том числе приводит к дефициту воды. Впервые за полвека до критической отметки обмелели Кубанское и Краснодарское водохранилища.
Геннадий Матишов, академик, научный руководитель ЮНЦ РАН: «Наша проблема Азово-Донского бассейна и Кубани – это проблема сродни, а может, еще больше, чем Арала, Байкала. Он-то красивый, но там нет 26 миллионов, которые живут на юге. У нас люди тут еще».
Если раньше через Раздорскую проходило около 7000 куб. м воды в секунду, то сейчас едва набирают 350. Объемы катастрофически упали. Это ведет и к заиливанию – в Азовском море исчезает рыба. Бьют тревогу и фермеры. В Куйбышевском районе, который питала река Миус, садоводы уже сократили потребление на 30% и вывели несколько полей из орошения.
Сергей Авакян, руководитель сельхозпредприятия: «Если мы увидим, что у реки проблемы и она погибает, мы, конечно же, пойдем на закрытие проектов, удар по экономике хозяйства будет тяжелым, но постараемся справиться. Вопрос: что делать с людьми? Это, с членами семей, благополучие 400–500 человек».
На четверть снизился урожай подсолнечника в регионе. Дождливое лето помогло фермерам и немного наполнило реки. Но проблема орошаемого земледелия все еще стоит остро. Суда строить под реку, а не затачивать реку под суда предлагает председатель совета директоров Ростовского порта.
Олег Грызлов, председатель совета директоров Ростовского порта: «Суда, которые идут с Каспия, с Волги, они теряют, чтобы было понятно, каждый сантиметр – это 20 т, в среднем идут суда с недогрузом в 1000 т. Они проходят только вот здесь уже, практически под Ростовом, там идет перевалка дополнительно – опять наполняются танкеры. Наука стоит позади, мы все время будем анализировать последствия».
Олег Грызлов отмечает, что и углубление не решило проблем, поднятый песок свалили на берега, и он улетел в Азовское море. Ученые уверены, для решения вопроса необходимо политическое и финансовое вмешательство.