"Пример бесконечной любви"

03-10-2019

Пример бесконечной любви.
Российская газета-Неделя-Приволжье, №221, 02.10.19г.
С.Медведева

 

Пример бесконечной любви

Приволжская столица готовится отметить 95-летие со дня рождения митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова)
Текст: Светлана Медведева (Нижний Новгород)
Архивные документы и уникальные фотографии продемонстрировали на днях в Нижегородской духовной семинарии (НДС).На снимках - премьер-министры РФ и Великобритании Владимир Путин и Маргарет Тэтчер, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, дирижер и виолончелист Мстислав Ростропович и оперная дива Галина Вишневская... Эти и другие высокопоставленные и знаменитые персоны запечатлены на редких кадрах рядом с одним и тем же очень скромным человеком - митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем (Кутеповым) ...

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (слева) запросто общался с представителями различных конфессий. Фото: Из личного архива митрополита Николая
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (слева) запросто общался с представителями различных конфессий. Фото: Из личного архива митрополита Николая

4 октября 2019 года исполняется 95 лет со дня рождения владыки, принявшего Горьковскую кафедру в застойные годы, но добившегося открытия немалого количества храмов и возобновления духовного образования. Накануне в Нижнем Новгороде состоялось юбилейное заседание историко-культурного "Нижегородского клуба" имени митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова). Его участникам и гостям представили второе издание книги заместителя руководителя Клуба, заведующего библиотекой НДС, кандидата богословия Алексея Дьяконова "Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) и его время" и одноименную фотовыставку.

На кафедре как на войне

- Епископ Николай (Кутепов) был на Ростовской кафедре только 11 месяцев. Но все это время он мужественно вел ожесточеннейшую борьбу с церковным советом и старостой кафедрального собора, утвержденными уполномоченным РПЦ при Совете министров СССР, пытаясь достучаться до людей, и показать, на каких основах строится Церковь. Владыка начал свое служение в Ростове-на-Дону в то время как в стране началась новая религиозная политика, целью которой было уничтожение Церкви, - рассказала корреспонденту "РГ" кандидат исторических наук, архивариус Ростовской и Новочеркасской митрополии, научный сотрудник Южного научного центра РАН, преподаватель Донской духовной семинарии Алла Шадрина.- Эта книга задумывалась для того, чтобы как можно больше людей узнали о владыке, служение которого в разных епархиях объединяло людей, духовные школы и сами епархии и при его жизни, и даже через столько лет после его кончины. Необходимость в ее переиздании возникла потому, что первое издание моментально разошлось, - пояснил корреспонденту "РГ" Алексей Дьяконов.

Работа над книгой началась в 2011-м. Автор посетил места архипастырского служения владыки Николая, изучил более 10 тысяч документов личного архива святителя, который сегодня хранится в библиотеке НДС. Неудивительно, что труд вызвал интерес не только у нижегородцев.

К примеру, книга попала в руки митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова). "Написана с любовью и проникновением", - подметил он и предложил Клубу помощь в дальнейшей работе.

Именно по благословению митрополита Меркурия она приехала на заседание Клуба, где поделилась бесценными деталями служения владыки Николая на ростовской земле.

- Сейчас в нашем распоряжении доносы на епископа Николая, докладные записки - документы фонда уполномоченного РПЦ при Совете министров СССР носят исключительно обличительный характер. При их анализе из всего этого негатива вырисовывается очень светлый и яркий образ человека - носителя церковных традиций, - продолжила Алла Шадрина. - Задача церковного совета, в состав которого входили люди совсем неверующие и невоцерковленные, состояла в контроле над владыкой. А потому они выражали, например, резкое неудовольствие, когда епископ Николай начал причащать детей, проводить на престольные праздники крестные ходы, систематизировать финансовые поступления в епархиальное управление и принимать людей без присутствия церковного совета. Закрытые двери у церковного совета, видимо, вызывали приступы клаустрофобии.

Юношей пошел на фронт

Назначил чиновником- Владыка Николай сформировался как священник в условиях противостояний, когда нужно было отстаивать интересы Церкви перед безбожниками. С другой стороны, он был Патриотом с большой буквы: когда началась война, встал в ряды защитников Отечества. Юноша, воспитанный в христианской вере, пошел на фронт защищать Родину, в которой власть принадлежала безбожникам. Но любовь к Родине и своему народу была выше, чем желание расквитаться за обиды и притеснения, - подчеркнул руководитель Клуба, первый проректор НДС протоиерей Александр Мякинин.

По его словам, в 90-е годы ХХ века владыка проявил невероятную активность в общении с людьми, которые так или иначе были сопряжены с властью, образованием, культурой. Воспитанные в жестких идеологических рамках советского государства, они истосковались по живому слову и тянулись к владыке Николаю.

- Он очень открыто принимал всех и как мог вразумлял, словно радуясь, что наступили времена, когда можно просто, искренне сказать о том, что мы - люди одного Отечества и у нас есть вера, которую нужно возродить и сохранить для последующих поколений, - добавил отец Александр. - Обращение к памяти владыки Николая - это обращение к нашей истории. Оно может быть очень полезным для молодых людей.

- Видимо, думал: получу Библию и слиняю, - смеется Ольга Букова. - Только перед началом учебного года отдал со вздохом.Среди молодых, которые потянулись к владыке Николаю и к которым он потянулся сам, больше 30 лет назад оказалась преподаватель Горьковского пединститута Ольга Букова. Пришла на прием к архиепископу Горьковскому и Арзамасскому по работе и... у него же осталась работать.

- У нас открывалась кафедра "История мировой и отечественной культуры", мне нужна была Библия, - вспоминает она. - Как говорить о нашей культуре и христианстве, когда ты не знаешь, что это такое? У меня к тому времени было историческое и художественное образование, но я многих вещей не знала. Если рассказывать о нашей христианской культуре, то надо начинать с Библии. Все искусство зиждется на ее сюжетах, вся литература. А Библии в магазинах в 1988-м не было, хотя в этот год отмечалось тысячелетие крещения Руси.

Беседовал архиепископ с молодым преподавателем часа два и Библию... не дал. С апреля по август владыка приглашал ее к себе. Но всякий раз уходила она без Библии.

Тогда же попросил ее помочь в делах.

- Но я была членом КПСС, о чем владыке сразу и сказала, - продолжила Ольга Букова. - А он мне: "Знаешь, я был как-то в Болгарии. Очень приятный секретарь партийный меня принимал и сказал мне, что он верующий. Я: как же так? А он: коммунист я по работе, а как человек - верующий". Ты ж церкви не рушила. И чтобы я могла как-то где-то представляться, выдал мне листок бумаги со словами "Горьковская епархия. Податель сего, Букова Ольга Викторовна, служит в должности чиновника по особым поручениям".

Потом уж дал пропуск, в котором было написано "Референт" и поставлен знак бесконечности.

- Владыка показал: главное - какой ты человек, - подчеркнула Ольга Букова. - Всегда потрясала его заинтересованность в собеседнике. Сколько сторожей в епархии было, все стали батюшками. Приходили работать за деньги - сторожить епархию, - а становились священниками. Потому что владыка мог вечером принести сторожу чашку чая с бутербродом и поговорить с человеком о жизни, о том о сем, заставить задуматься. Он в каждом видел подобие Божье. Об имаме или представителе еврейской общины владыка говорил: "Они верят в Бога по-своему, и я не могу не уважать их выбор, раз Бог допустил, чтобы мы верили в Него по-разному". И даже когда он сидел часами у кого-нибудь в ожидании приема, а потом к нему приходили и говорили: "Принимаем только членов партии", он подавал всем удивительный пример терпимости и любви.

Досье "РГ"

Митрополит Нижегородский (Горьковский) и Арзамасский Николай (Кутепов) родился 4 октября 1924 года в Тульской губернии. В 1942 году воевал рядовым под Сталинградом. После ранения и ампутации пальцев обеих ног в 1943 году демобилизован. Награжден орденом Великой Отечественной войны II степени и медалью "За боевые заслуги". 56 из 76 лет жизни отдал владыка Николай служению Церкви. За это время он был архиереем в 6 епархиях. Но дольше всего - 24 года - возглавлял Горьковскую (Нижегородскую).