"Ростовская область присоединится к единому федеральному проекту по оздоровлению рек и озер"

DONTR.RU

10-03-2024

Источник

https://dontr.ru/novosti/rostovskaya-oblast-prisoedinitsya-k-edinomu-federalnomu-proektu-po-ozdorovleniyu-rek-i-ozer/?utm_source=yxnews&utm_medium=mobile&utm_referrer=https%3A%2F%2Fdzen.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D


 


В России создают единый федеральный проект по оздоровлению рек и озер. Нагрузка на водные объекты увеличивается, поэтому важно помочь им. Каждая водная территория уникальна по своему географическому расположению и необходимо не только сохранить реки и озера, но и создать инфраструктуру вокруг них. Подробнее — текст сюжета «Вести. Дон»:

В доисторические времена кто-то из наших пращуров, держась за проплывавшую корягу, преодолел часть пути по воде и понял, насколько это быстро и удобно. С тех пор на протяжении многих тысячелетий Дон не терял значения великой транспортной артерии. Потому-то эти места издавна привлекательны для человека, жизнь здесь всегда била ключом.

«В течение всей истории, и античной, и средневековой, в долине Дона находились пункты контактов между Великой степью и цивилизацией Средиземноморья. Начиная от Танаиса, заканчивая генуэзской колонией Тан, это всё по берегам реки Танаис, Дона», - говорит старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат исторических наук Ирина Толочко.

Сменяли друг друга прибрежные племена, цивилизации и культуры, совершенствовались средства передвижения - от примитивных плотов и утлых лодчонок до огромных сухогрузов и барж. Век от века движение судов по этим неспешным волнам становилось всё интенсивнее. Уже к 19 столетию Дон стал одной из самых оживлённых грузовых магистралей. Для самых хлебных регионов речной путь с выходом к морю создавал идеальные условия для развития торговли.

«По Дону шли зерновые баржи. И семьи греческих предпринимателей торговали зерном, баржи в Таганрог потом в порт приходили. И уходили потом в Грецию, в Афины. То есть торговали зерном очень активно», - говорит старший научный сотрудник ЮНЦ РАН, кандидат исторических наук Ирина Толочко.

В 20 веке человек стал не просто использовать реку в качестве транспортной магистрали, но и активно приспосабливать её под свои нужды. Появилось Цимлянское водохранилище - крупнейший источник пресной воды, в том числе для сельского хозяйства. Волгодонской канал, соединивший две великих русских реки. Николаевский, Кочетовский, Константиновский гидроузлы - через их шлюзы крупнотоннажные суда поднимаются в ранее недоступные широты. Сейчас полным ходом идёт строительство Багаевского гидроузла. Он позволит увеличить судоходные глубины Дона и нарастить грузопоток, объём которого увеличивается год от года.

«Перевалка морских портов составляет 34 миллиона тонн. Это по итогам 23 года, что на 13% выше показателя 2022 года», - говорит заместитель министра транспорта Ростовской области Инна Володина.

На Дону три морских порта, имеющих статус международных и работающих в режиме круглогодичной навигации - Ростов, Таганрог и Азов. Через устье Дона и Азовское море грузы экспортируются в десятки стран мира. Человек веками эксплуатировал Дон, но за последнее столетие антропогенная нагрузка на эту хрупкую, несмотря на всю кажущуюся мощь, экосистему возросла многократно. Настало время не только брать, но и восполнять.

С 2021 года рамках нацроекта «Экология» действует обширная программа по оздоровлению реки Дон. Это огромный комплекс мер, который затрагивает в том числе притоки. В регионе около 4,5 тысяч рек и речушек, и от их самочувствия напрямую зависит состояние главной водной артерии.

«По программе проведены расчистки реки Глубокой 33 км. Завершили в прошлом году первую очередь и в текущем году вторая очередь будет по расчистке реки Ольховая. Сегодня, сейчас уже законтрактованы и ведутся работы по разработке рек Чепрак, Егорлычок. И большой проект это река Быстрая», - говорит замглавы министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области Наталья Ковтун.

Кроме расчистки малых рек, речь идёт о реконструкции гидротехнческих сооружений, переобустройстве водоподающих сетей, оросительных каналов. Водное хозяйство постепенно приводят в подобающий порядок.

А со следующего года начнёт действовать новая программа, которая затронет оздоровление всего бассейна Дона, а это 15 регионов России. За пять лет на эти цели планируют потратить более 35 миллиардов рублей. Ожидаемый эффект - вода будет чище, её станет больше.

Дон - это не только грузовая магистраль, но и водная трасса для пассажирских перевозок. Сейчас этот сектор в основном занимают туристические лайнеры. Из донской столицы, не прибегая к услугам наземного и воздушного транспорта, а лишь поглядывая на живописные берега с палубы или через иллюминатор каюты, можно посетить Волгоград, Саратов, Казань, Нижний Новгород. Ярославль, Москву.

Но ещё недавно преодолевать расстояния по водной глади могли не только праздные туристы, но и просто жители региона, спешащие по делам из одного населённого пункта в другой. С 60-х по 80-е годы прошлого столетия пассажирские катера были такой же повседневностью, как автобусы и электрички. «Ракеты», «Кометы», «Метеоры» и «Восходы» курсировали между Ростовом, Таганрогом, Азовом, Старочеркасской, Багаевской. Быстроходные и изящные, они стали одной из визитных карточек донского региона.

Но в 90-х годах знаменитый крылатый флот начал приходить в упадок и постепенно исчез вовсе. Казалось, что навсегда. Однако в прошлом году состоялось возвращение легенды. В Ростове создали пассажирскую судоходную компанию и за счёт областной казны приобрели два первых судна на подводных крыльях - катера нового поколения под названием «Валдай». Комфортабельные, быстрые, вместимость каждого - 45 пассажиров. В первые регулярные рейсы эти суда выйдут с началом навигации 2024 года.