"Судьба БК-201. Со дня Дона подняли бронекатер, затопленный в 1941г."

22-11-2018

Судьба БК-201. Со дня Дона подняли бронекатер, затопленный в 1941 г. 
Российская газета - Неделя - Юг России №7726
Н.Грищенко

ЗВЕЗДЫ ПОБЕДЫ


22.11.2018 13:51
Рубрика: Общество
Проект: Звезды Победы

Судьба БК-201


Со дна Дона подняли бронекатер, затопленный в 1941-м
Текст: Николай Грищенко
Российская газета - Неделя - Юг России №7726 (263)
Цитировать в комментарии
 
Специалисты строительной компании СТГ и Росморречфлота подняли со дна реки Дон бронекатер Азовской военной флотилии БК-201. Его команда 27 июля 1942 года повторила подвиг матросов крейсера "Варяг", которые, оказавшись в безвыходной ситуации, не пожелали сдаться в плен и потопили корабль.

Поисковики нашли чертежи бронекатера проекта 1125. Фото: Виктор Погонцев/РГ

Руководитель клуба "Щит-Дон" Сергей Стельмашов и водолаз Владимир Макаренко считают,что корабли принадлежали Азовской военной флотилии. Фото: Виктор Погонцев/РГ

Так на экране гидролокатора отображается лежащий на дне бронекатер БК-201. Фото: Виктор Погонцев/РГ

Бронекатер и остатки других кораблей Азовской военной флотилии между хуторами Арпачин и Сады обнаружили поисковики отряда "Щит-Дон" осенью 2014 года.

- Катер почти занесло песком. О боевом назначении судна свидетельствовали орудийная башня, боевая рубка, турели для зенитных пулеметов. Рядом с ним с помощью эхолотов и гидролокатора нашли еще одно подобное судно. Затем на мониторах высветился корпус катера-тральщика, самоходной баржи и еще нескольких судов, - рассказал руководитель поискового отряда "Щит-Дон" Сергей Стельмашов.

С помощью "Российской газеты" и украинского историка Днепровской военной флотилии Сергея Гафарова удалось идентифицировать судно, находящееся на глубине трех с половиной метров. Занесенный илом оказался так называемый речной танк - бронированный катер проекта 1125 БК-201. При подводных исследованиях выяснилось, что боевое судно затоплено очень грамотно, чтобы противник не мог быстро его поднять и использовать против советских войск. Катер оказался с "начинкой". Боеприпасами были заполнены все трюмы. Их обезвреживанием пришлось заниматься водолазам Южного военного округа и МЧС. Специалисты установили, что поднимать на поверхность проржавевшие снаряды и патроны опасно, так как они могли сдетонировать в любой момент, и тогда военные приняли решение: взорвать их тактическим подводным зарядом. Разрушенные взрывом корпуса речных танков так и остались лежать на прежнем месте, занесенные песком.

- Так как бронекатера по военным меркам были небольшими судами с малой осадкой и строились в массовом количестве, то собственные имена, как большим кораблям, им давать не принято. Только обозначение проекта и бортовой номер, причем номера по соображениям секретности часто менялись. Найденные катера в момент своей гибели имели номера БК-201 и БК-205, - рассказывает Сергей Стельмашов.

БК-201 вошел в состав Днепровской военной флотилии в 1938 году. Через год бронекатер принимал участие в походе на Польшу, а потом был переведен на Дунай. С началом Великой Отечественной наши моряки оказались в неравных условиях: вес залпа румынской флотилии в два раза превышал аналогичный показатель советских кораблей. Осенью 1941 года катер вошел в состав Азовской флотилии.

- Моряки флотилии отличились в боях осенью 1941 года под Таганрогом и Ростовом. Зимой моряки Донского отряда речных судов вместе с диверсантами полковника Ильи Старинова, перейдя замерзшее Азовское море, парализовали движение врага по трассе Бердянск - Мариуполь - Таганрог. Кстати, 23 февраля 1942 года на Кривой косе (ныне поселок Седова) они захватили тетрадь с расчетами расщепления урана немецкого физика-ядерщика Ганса Вандервельде, что стало толчком для разработки атомного проекта в СССР, - рассказывает сотрудник Южного научного центра РАН, военный историк Владимир Афанасенко.

После захвата Ростова-на-Дону и Азова речные танки оказались отрезанными от советских войск. Попытка прорыва по реке Маныч не удалась в результате взрыва плотины Веселовского водохранилища.

- Следуя традиции русских моряков и верности присяге, краснофлотцы поступили так, как это сделал адмирал Нахимов с Черноморским флотом в Крымскую войну, как поступили матросы крейсера "Варяг". Не желая оставлять боевые суда противнику, команды трех бронекатеров и кораблей сопровождения затопили их в устье Маныча, - говорит Афанасенко.

Краснофлотцы с боями пробились в район Сальска, откуда вместе с войсками отступили на станцию Кавказскую. В августе они вернулись на флот и участвовали в обороне Таманского полуострова и Новороссийска. Например, командир отделения комендоров БК-205 старшина 2 статьи Дмитрий Жидков в январе 1943 года получил свою первую награду - медаль "За отвагу" и благополучно прошел всю войну. Однако часть моряков пропала без вести. К сожалению, ничего не известно о судьбе командира бронекатера №205 лейтенанта Самуила Нерославского и многих других матросов.

- Операция по подъему фрагментов затонувших судов, включая подготовительные работы, в общей сложности продолжалась три недели. На месте работали поисковики, инженеры, сотрудники МВД, Минобороны и другие специалисты. Участок подъема был очень сложным. При сильном течении и характерном грунте, появлялись плавающие пески и объекты постоянно замывало. Очищать фрагменты с помощью специальных насосов пришлось несколько раз. Учитывая, что суда находилось в воде с 1942 года, корпуса бронекатеров подверглись сильной коррозии и при подъеме разламывались на части, острые грани обломков обрывали подъемные стропы, - рассказали "РГ" в строительной компании СТГ. Из воды извлечены кормовая часть, две носовые части, несколько корпусных элементов, пулеметная стойка и якорь. В операции было задействовано порядка 20 человек и спецтехника.

Поднятый бронекатер представляет огромную историческую ценность, так как в России не сохранилось катеров, на которых были установлены башни от танков Т-28 и Т-35. Мощные на тот период орудия, правда, не во всем удовлетворяли моряков: у них крайне малым оказался угол возвышения, всего 26 градусов. Поэтому в дальнейшем на бронекатерах устанавливали другие пушки, имевшие лучшие характеристики. Тем и уникален ростовский БК.

Теперь его судьбу будут решать в Министерстве обороны России. Возможно, бронекатер восстановят, как это сделали с речным танком БК-31 власти Волгоградской области, а возможно, катер будет разобран, а часть его механизмов и вооружения передадут в музей памяти на Самбекских высотах.

Постскриптум

Сергей Стельмашов, руководитель поискового отряда "Щит-Дон":

- Пока суд да дело, поднятые ценой неимоверных усилий части исторического речного танка лежат прямо на берегу реки. У местных властей нет средств и полномочий на их консервацию. То, что не доделала речная вода, могут завершить зимние слякоть и снег, а также охотники за историческими раритетами и сборщики металла - корпус бронекатера сдадут в утиль. Кроме того, поднятый БК-201 является собственностью Минобороны, и только оно имеет право решать его судьбу. Учитывая неповоротливость военно-бюрократического аппарата, можно с уверенностью сказать: катер будет долго лежать на берегу реки. К примеру, мы уже почти год не можем перезахоронить останки красноармейцев, найденных у хутора Юдино и Семикаракорска. Кости бойцов хранятся в сельсоветах.