Археологи ЮНЦ РАН с.н.с., к.и.н. Геннадий Гарбузов и с.н.с., к.и.н. Ирина Толочко участвуют в исследованиях

по изучению древних культурных ландшафтов нижнедонского региона.

21-02-2023

Археологи ЮНЦ РАН  изучают древние культурные ландшафты нижнедонского региона. 

В исследовании участвуют старшие научные сотрудники ЮНЦ РАН кандидаты исторических наук Геннадий Гарбузов и Ирина Толочко.
В Танаисе учёным удалось определить дату существования дороги, ведущей на северо-восток от городища: I – III вв. н.э.  На своем пути она пересекала два оборонительных рва, окружавших с севера основной четырехугольник городища, причем как минимум один из рвов (внутренний) сопровождался валом.

Археолог Ирина Толочко:

 «Разработанные Геннадием Павловичем Гарбузовым для Таманского полуострова методы изучения древнего ландшафта эпохи античности были применены на территории достопримечательного места «Историко-культурный комплекс «Танаис», х. Недвиговка, Мясниковский район Ростовской области. Использованы данные дистанционного зондирования Земли (неинвазивные методы исследования): анализ космо- и фотоснимков ближней округи Танаиса, геофизическая разведка, а также анализ данных археологических раскопок одной из лощинных дорог. 
Ландшафты Нижнего Дона – сложные динамические системы, которые находятся в тесной связи природных компонентов с их антропогенными трансформациями в течение всей истории расселения людей на территории региона.
Аналогичные дороги в лощинах отмечаются в округах практически всех крупных греческих центров Северного Причерноморья, например, вблизи Ольвии и Истрии, а также у меотских городищ на Средней Кубани. Они могут относиться к разным эпохам. Самыми известными и изученными древними дорогами лощинного типа являются дороги вблизи поселенческих центров бронзового века в Верхней Месопотамии (Ближний Восток).
Главная причина их возникновения – специфический способ ведения хозяйства (сочетавший возделывание зерновых и скотоводство), основанный на развитии земледелия в небольших компактных зонах вокруг поселений при большой роли скотоводства.
На формирование дорог в виде лощин влияли: механическое воздействие на почву, связанное с передвижением людей, домашнего скота и колесного транспорта; водная эрозия, наиболее значимая на склонах; ветровая эрозия, существенная в засушливый период. В ходе длительной эксплуатации в условиях эрозии дороги постепенно превращались в глубокие ложбины, особенно при наличии заметных уклонов. Глубина дорог бронзового века в Верхней Месопотамии достигает по современным измерениям 2 м при ширине от бровки до бровки до 150 м. 
Значительная ширина лощинных дорог представляет собой отдельный вопрос. Наиболее вероятное объяснение связано с пониманием подобных дорог не столько как полевых дорог для людей и повозок, сколько как скотопрогонных путей, по которым домашний скот перегонялся из поселенческих центров на пастбища и обратно».

Вероника Белоцерковская 
Карты и фото предоставлены Ириной Толочко.