Сотрудники лаборатории филологии ЮНЦ РАН выступили с докладами

на научной конференции «Пушкин в культуре: к 225-летию со дня рождения».

01-11-2024

Сотрудники лаборатории филологии ЮНЦ РАН выступили с докладами на научной конференции «Пушкин в культуре: к 225-летию со дня рождения».
Мероприятие прошло в октябре в Псковском государственном университете.
В работе форума приняли участие филологи из России, ближнего и дальнего зарубежья.
В ХХ веке в Пскове сформировалась пушкиноведческая школа под руководством известного пушкиниста Евгения Александровича Маймина. И сейчас псковские исследователи стараются сохранить эти традиции. Работа конференции проходила по нескольким направлениям, среди ккоторых были и проблемы современного филологического образования в отечественной и иностранной аудиториях, и связь литературы с другими видами искусства, и вопросы традиции и др. Для гостей конференции была организована научная экскурсия в Михайловское, место пушкинской ссылки, Святогорский монастырь, где он похоронен, и Тригорское, где Пушкин часто бывал в гостях у друзей.

Главный научный сотрудник лаборатории филологии ЮНЦ РАН доктор филологических наук Марина Ларионова:
«Творчество Пушкина не входит в круг постоянных научных интересов нашей лаборатории. Но не зря ведь Аполлон Григорьев еще в 1859 году сказал: "Пушкин – наше всё". Как верующие идут к святым местам, так, мне кажется, каждый филолог должен посетить Михайловское и Святогорский монастырь. А еще Таганрог, где родился Чехов. Пушкиным XIX век начался, Чеховым закончился. Оба писателя вобрали предшествующий художественный опыт и открыли новые пути, по которым пошла литература. Мой доклад был посвящен динамике фольклорной традиции в пушкинском творчестве»​.

Младший научный сотрудник лаборатории филологии ЮНЦ РАН Алексей Тищенко:
«Мой доклад был посвящен изучению творчества Александра Сергеевича Пушкина в современной школе в связи с национальной идеей. Вопрос о национальной идее России был актуален на протяжении веков, но в настоящее время приобрел особую остроту. Мне кажется, Юг России в этом смысле занимает особенное положение в связи с общественно-политическими событиями. Произведения А.С. Пушкина в школе можно и нужно рассматривать, обращаясь к составляющим национальной идеи: в сказках это – морально-нравственные ориентиры, в поэме "Полтава" – вопросы исторического значения побед России, в "Капитанской дочке" – вопросы внутренней стойкости героев, верного служения Родине.

Младший научный сотрудник лаборатории филологии ЮНЦ РАН Роман Михалюк:
«Художники и скульпторы Дона и Приазовья, музеи региона, продолжая традиции отечественной русской и советской и зарубежных художественных школ и музееведения, всегда живо откликались на судьбу и произведения А.С. Пушкина, с регионом знакомого не понаслышке, создавая своего рода изобразительный "пушкинский текст". Мой секционный доклад был посвящен изобразительной Пушкиниане региона, охватывающей разнообразные изобразительные материалы с ярко выраженной "пушкинской" составляющей, вызывающей прямые аллюзии на произведения и факты биографии А.С. Пушкина и являющейся рефлексией на тему его личности и творчества. А в целом на секции участники обсудили вопросы рецепции А.С. Пушкина в искусстве, затронув мультипликацию, драматургию, цифровое искусство и театральные интерпретации художественных текстов»​.

Сотрудники лаборатории филологии ЮНЦ РАН выступили с докладами