ЮНЦ РАН стал дипломантом 35-го общероссийского конкурса
«Лучшие книги года 2024»
ЮНЦ РАН стал дипломантом 35-го общероссийского конкурса «Лучшие книги года 2024». Организатор мероприятия – Ассоциация книгоиздателей России (АСКИ).
Высокую оценку жюри конкурса получила книга «Славный град Черкасск. Собрание сочинений протоиерея Григория Левитского» в номинации «Лучшее издание духовной и историко-религиозной литературы».
Составители издания – ведущий научный сотрудник ЮНЦ РАН доктор исторических наук Алла Шадрина и главный библиограф отдела краеведения Донской государственной публичной библиотеки Лариса Штавдакер. Оригинал-макет, верстка, подбор иллюстративного материала, обработка иллюстраций, оформление обложки – Лилия Безбородова. Редактор – Анастасия Стахеева.
Главный библиограф отдела краеведения ДГПБ Лариса Штавдакер:
«Собрание сочинений протоиерея Григория Левитского (1809-1872гг), вышедшее под названием "Славный град Черкасск" (Ростов-на-Дону : Изд-во ЮНЦ РАН, 2024) – событие в истории и культуре нашего края. У книги долгий путь к современному читателю. А началось всё более десяти лет назад – 5 декабря 2014 года. По инициативе Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря и Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника в Атаманском дворце Ефремовского подворья состоялась научно-практическая конференция "Протоиерей Григорий Левитский – священник, историк, казак", посвящённая 205-летию со дня его рождения. На страницах краеведческого альманаха «Донской временник» (ДГПБ) прозвучало имя священника-краеведа, благодаря которому известна нам подлинная история уникального донского старейшего храма-памятника Старочеркасского Воскресенского кафедрального собора (в статьях Аллы Валерьевны Шадриной "Священники – хранители истории", Год 2015-й, вып. 23; её же" Первые краеведческие чтения имени протоиерея Григория Левитского", "Когда Старочеркасский Воскресенский храм стал собором" Год 2016-й, вып. 24).
В этом же выпуске альманаха состоялась публикация главного сочинения Левитского "Краткое историческое описание Старочеркасской соборной церкви во имя обновления храма Воскресения Христова" с предисловием Светланы Павловны Чибисовой (статья "Летописец Старочеркасского собора") и первая публикация библиографии трудов Григория Андреевича Левитского и литературы о нём.
И вот спустя десятилетие родилась эта красивая книга, в которую вложили своё сердца многие не названные здесь люди, среди них и ростовский краевед Дмитрий Александрович Щербак (его имя – на обороте титульного листа)».
Ведущий художественный редактор ЮНЦ РАН Лилия Безбородова:
«6 июня 2025 года в демонстрационном зале ГУМа, в рамках книжного фестиваля "Красная площадь" состоялась церемония объявления и награждения победителей конкурса — крупнейшего общероссийского профессионального мероприятия.
В определении книг-номинантов конкурса учитываются содержание издания, наличие и качество научно-справочного аппарата, уровень подготовки иллюстративного материала, оригинальность дизайнерского решения и соответствие художественного решения содержанию, читательскому адресу и целевому назначению издания, его общественной или профессиональной значимости.
Основной задачей, с которой сталкивается дизайнер при оформлении научного издания – проектирование макета и качественная верстка будущего издания. Задача, поставленная перед дизайнером, заключалась в том, как "развести" два вида ссылок и сохранить научно-справочный материал таким образом, чтобы было понятно, к какому из авторов относится данная информация.
В процессе работы над данным изданием выведены несколько способов оформления ссылок:
•Компоновка двух видов ссылок. Для целостного восприятия любого текста важно, чтобы все его элементы были связаны друг с другом, с этой целью заметки Григория Андреевича Левитского расположили поближе к основному тексту, сбоку на полях. Такой порядок компоновки заметок называется маргиналиями. Здесь же в квадратных скобках расшифрованы употребленные Григорием Андреевичем сокращения. Второй вид ссылок – текст Аллы Валерьевны Шадриной – составителя, расположили в постраничных ссылках, в нижней части страниц, под основным текстом.
•Два вида обозначения ссылок. В основном тексте римскими цифрами обозначены ссылки автора, ссылки составителя – арабскими цифрами. Этот способ разграничения цифрами является наиболее логичным и удобным для восприятия, способствует быстрому распознанию информации в тексте в таких проблемных местах, где автор и составить встречаются рядом в одном информационном поле, и дают объяснение одному и тому же понятию.
•Цвет ссылок и нумерация к ним. Для четкого разграничения в тексте нумераций двух видов ссылок использован художественный прием выделения информации цветом: ссылки составителя в издании оставлены черным, как и основной текст, ссылки автора и нумерацию – бордовым.
•Полужирное начертание ссылок. В основном тексте к обеим видам ссылок применено полужирное начертание, что делает их более ярким и доступным к желаемому контенту».
Фото предоставлены А. Шадриной, Л. Безбородовой, Л. Штавдакер.